Наконец-то я вернулся к дневнику.
Нет, жизнь пока еще не нормализовалась, работа не отпускает, но начнем потихоньку.
Хотя… сложно из 21-ого века перескакивать в 16-ый. Даже в воображении. Есть риск смещения понятий, когда события прошлого оцениваются с современной точки зрения.
К примеру, если говорить о монархах 16 века, то в голове постоянно всплывает понятие "черный PR". Пойдет ли речь о Филиппе II, о королеве Елизавете или о последних Валуа и их матушке. Ибо их репутация основательно подмочена.
Вот какой вы себе представляете Екатерину Медичи?
читать дальшеТрадиционный образ – коварная отравительница и убийца. То есть, просыпается Ее Величество и, даже не умывшись, тут же начинает строить планы: "Так, ну и кого мы сегодня травить будем?... Опять Генриха Наваррского? Нет, надоело. Он же, как таракан, его никакая отрава не берет!… Хочется чего-то новенького. А свежие яды мне Рене привезет только к концу следующего месяца. Поэтому сегодня мы будем травить… "
Смеетесь? Я тоже.
Я предпочитаю другую Екатерину.
Как свидетельствует современник королевы Пьер де Брантом (ок.1540-1614), у Екатерины Медичи были очень красивые ноги. Судя по портретам, в остальном Ее Величество красотой не отличалась. Но вот красоту своих ног она стремилась подчеркнуть, поэтому ввела в моду дамское седло и посадку амазонки.
Если на пальцах, то до сих пор дамы ездили в седле боком, свесив ноги в одну сторону и разместив их на специальной подставке. Это и седлом назвать было нельзя. Так, табуретка.
А вот для новой посадки делали специальные седла, в которых дама сидела ровно, лицом вперед. При этом одна нога была вставлена в стремя, а вторая сгибалась в колене и укладывалась в углубление седла перед дамой.
Внешнее приличие не нарушалось, ноги были не на виду, но их соблазнительные формы отчетливее виднелись через платье… И кортеж прекрасных дам с их гордой посадкой привлекал пристальное внимание кавалеров!
А вот еще один анекдот.
Известный сплетник Ги Бретон (1919-2008), считающий себя историком, - источник недостоверный. Но есть в его тексте пара занимательных моментов. Он заявляет, что именно Екатерина ввела моду на женское белье, точнее на панталоны. До сих пор придворные дамы брезговали данной деталью туалета. А теперь между желанием кавалера и… результатом… возникала тонкая преграда. С одной стороны, распаляющая желание кавалера, с другой стороны, дающая возможность даме… помучить кавалера. И что-либо получить от него.
А еще… траурное платье французских королев раньше было белым. "Белая королева" – это королева в трауре. Но Екатерина была склонна к полноте. Поэтому, овдовев, она вопреки традициям надела черное платье. (Так до нее поступила только королева Анна Бретонская). И носила черное всю жизнь, сменив траур на шелковые наряды только дважды – по случаю свадьбы своих сыновей: Карла IX и Генриха III. Именно с легкой руки Екатерины черный цвет окончательно стал траурным.
В этих мелочах – вся Екатерина Медичи. У этой некрасивой женщины было исключительное чутье на подобные маленькие дамские секреты.
А как же иначе? Вспомните ее биографию.
Екатерину выдал замуж за французского принца Генриха ее дядюшка (точнее троюродный дедушка) – тогдашний римский папа Климент VII. Пообещал за ней огромное приданое, и французский король Франциск (папа Генриха) смирился с сомнительной родословной дома Медичи. Ну… потом выяснилось, что папа римский папу Генриха надул, ибо стал затягивать и с деньгами, и с обещанными землями. А через несколько месяцев Климент VII умер. Чем надул еще больше, так как приданое французы так и не получили, но сделать уже ничего не могли. И при блистательном дворе Франциска I юная Екатерина Медичи стала парией и "банкиршей" (как антипод благородным аристократам).
А главное – у Екатерины была соперница. Фаворитка мужа Диана де Пуатье. По сравнению с юной Екатериной – старуха, на девятнадцать лет старше и Екатерины, и Генриха, но словно обладавшая секретом вечной юности. И вертевшая Генрихом как куклой.
История соперничества Екатерины и Дианы – это долгая женская война, продолжавшаяся с самой свадьбы Екатерины (1533) до дня смерти Генриха (1559). Более четверти века! Позиционно Екатерина постоянно проигрывала. Спать с женой Генрих шел исключительно по указу фаворитки, а старших детей у Екатерины забирали и относили в покои Дианы на воспитание. Даже когда муж Екатерины стал королем Генрихом II, Екатерина была лишь номинальной королевой. Реальная власть в стране принадлежала Диане.
Только смерть Генриха II на турнире положила конец этому сражению. Екатерина выиграла войну, но ее победа оказалась Пирровой. Именно за эти двадцать пять лет Екатерина научилась молча терпеть обиды, выстраивать сложные комбинации, подбирать союзников и предавать их, когда нужда в них пропадает.
Ненависть к Диане – вот тот учитель, который сделал Екатерину интриганкой!
И всю жизнь Екатерина как будто продолжала войну с фавориткой, доказывая, что она – истинная женщина. А заодно сражалась и с властными мужчинами – Гизами (кстати, бывшими протеже Дианы) и Колиньи, доказывая, что именно она – королева этой страны. Но сражалась Екатерина исключительно по-женски.
При этом, в отличие от Елизаветы Тюдор, Екатерина Медичи трезво смотрелась в зеркало. Она прекрасно понимала, что не красавица, поэтому использовала чужую красоту. Вдовствующая королева Франции всегда окружена кругом очаровательных и соблазнительных дам. И роль их четко прописана.
Современница (и невестка) Екатерины – Мария Стюарт – имела массу недостатков (реальная королева Шотландии и легенда о ней, воплощенная в литературе, - это две большие разницы). Но одного хорошего качества у нее было не отнять: слуги и служанки Марии Стюарт – это ее преданные друзья, готовые за нее и в огонь, и в воду.
Ближний круг другой, уже несостоявшейся невестки Екатерины – королевы Елизаветы Английской – это жертвы склочного характера своей госпожи. Особенно женщины. Королева Елизавета неплохо отыгрывалась на фрейлинах за свою неудавшуюся личную жизнь, всячески мешая их личной жизни.
А слуги Екатерины Медичи – это ее сообщники. Доверенные лица, выполняющие планы своего Босса. Интриганы и шпионы. И ведущая роль в этом, конечно, принадлежит группе придворных дам и фрейлин, именуемых "Летучим эскадроном".
Уже упомянутый Брантом отмечает: «Обычно у нее были довольно порядочные и очень красивые девушки. Каждый день она собирала их в своих апартаментах, чтобы поговорить».
Ну да, Екатерина со своими фрейлинами только разговаривала… а вот что делали придворные кавалеры?
Впрочем, в отличие от Елизаветы Тюдор, Екатерина «не вмешивалась в личную жизнь» своих фрейлин, «лишь бы они были достаточно ловки, умелы и скромны, чтобы не допустить беременности».
Да, злая ирония Брантома буквально сочится… Главное, чтобы никто не узнал, а все остальное не важно.
И при этом парадоксальный вывод: двор Екатерины – был «настоящим раем и школой благочестия и порядочности». Только позвольте мне ему не поверить....
Маленькие хитрости Екатерины Медичи.
Наконец-то я вернулся к дневнику.
Нет, жизнь пока еще не нормализовалась, работа не отпускает, но начнем потихоньку.
Хотя… сложно из 21-ого века перескакивать в 16-ый. Даже в воображении. Есть риск смещения понятий, когда события прошлого оцениваются с современной точки зрения.
К примеру, если говорить о монархах 16 века, то в голове постоянно всплывает понятие "черный PR". Пойдет ли речь о Филиппе II, о королеве Елизавете или о последних Валуа и их матушке. Ибо их репутация основательно подмочена.
Вот какой вы себе представляете Екатерину Медичи?
читать дальше
Нет, жизнь пока еще не нормализовалась, работа не отпускает, но начнем потихоньку.
Хотя… сложно из 21-ого века перескакивать в 16-ый. Даже в воображении. Есть риск смещения понятий, когда события прошлого оцениваются с современной точки зрения.
К примеру, если говорить о монархах 16 века, то в голове постоянно всплывает понятие "черный PR". Пойдет ли речь о Филиппе II, о королеве Елизавете или о последних Валуа и их матушке. Ибо их репутация основательно подмочена.
Вот какой вы себе представляете Екатерину Медичи?
читать дальше