С чего же начать ворошить свой склад беспорядочных мыслей? Лучше всего с начала? Что же, сами напросились.
Самый яркий момент, когда я действительно заболел историей, я хорошо помню. Это было… несколько часов спустя после того, как я прочитал пять слов «Латинский язык герцога де Гиза». Да, так в имевшемся у меня переводе называлась первая глава «Королевы Марго». И именно с этого романа все и началось! Несколько часов за книгой пролетели как одно мгновение. Когда меня погнали спать, я только-только прочитал о дуэли Коконнаса и Ла Моля на лесной поляне. А на другой день, сразу после школы, забыв о несделанных уроках, я снова погрузился в эти невероятные приключения.
Только потом я узнал, что когда речь идет об Александре Дюма, стоит всегда помнить об одном. Его мир – прекрасен. Но блестящий романист зачастую пренебрегал правдой ради красоты сюжета. Помните? «Вам нужны не факты, а эффекты!» (с)
При этом настоящая история – еще интереснее и глубже, а главное – она неоднозначна. Возьмем, к примеру, роман господина де Ла Моля и королевы Марго.
читать дальшеЕсли очертить временные рамки действия романа (финальными главами, включая бегство Генриха Наваррского, мы пока намеренно пренебрежем), то
-свадьба Марго и Генриха Наваррского – 18 августа 1572 года;
-Карл IX умер 30 мая 1574.
Марго родилась 14 мая 1553 года. То есть в романе ей – лет 19-21.
А сколько лет Ла Молю? Кто знает - не подсказывайте!
Уже за сорок. Он родился около 1530 -1532 года (по разным данным). А в 16 веке, это – самый порог старости.
Этот тип являлся тогдашним фаворитом брата Марго – герцога Алансонского. Подчеркну – младшего брата, родившегося в 1555 году. И годившегося Ла Молю в сыновья.
Французский историк Андре Кастелло в биографии «Королева Марго» так говорит о Ла Моле:
«Он всегда надушен, у него на редкость изысканные манеры, а по красоте ног с ним не сравнится ни один мужчина двора. У него была странная привычка – впадая в гнев, он покусывал перья своей шляпы».
Более того, уроженец Прованса Жозеф-Гиацинт де Бонифас сеньор де Ла Моль (причем Бонифас – это фамилия, а не имя) всю жизнь был честным католиком и каждый день слушал три-четыре мессы… Очевидно, замаливал свои грехи. Ибо, по словам современников, «больше служил Венере, чем Марсу», меняя любовниц как перчатки.
Накануне свадьбы Марго Ла Моль вернулся из Лондона, где он проверял свое обаяние на королеве-девственнице Елизавете Тюдор. В то время активно начали обсуждать план бракосочетания семнадцатилетнего герцога Алансонского и английской королевы, которая… была ровесницей Ла Моля. Идея-фикс королевы Екатерины Медичи!
Впрочем, как Елизавета Тюдор принимала женихов и их посланников – это отдельная песня. Но Ла Моль сумел поднять ей настроение, так что королева была готова «обсудить этот вопрос»!
Окрыленный дипломатическим успехом, Ла Моль уже видит себя политиком, министром. Именно Ла Моль разжигает в герцоге Алансонском честолюбие, именно он побуждает его возглавить оппозицию брату-королю.
И вот, вместо романтической истории любви перед нами возникает история об опытном мужчине и хитром интригане, использовавшим и Марго, и ее брата в своих политических интригах.
А рядом с Ла Молем кружит еще один тип - граф Аннибал де Коконнас. Этому пьемонтцу на французской службе… тоже уже где-то сорок лет. Он родился примерно в 1534 году. Граф прославился своей жестокостью во время Варфоломеевской ночи, что отметил даже сам Карл IX, назвав его «злым».
Зная об этом, Александр Дюма своевольно превращает Ла Моля в гугенота и приближенного короля Наваррского, желая тем самым усилить противостояние своих героев. Красиво, конечно. Но – увы, неправда.
Четвертая участница этого квартета – Анриетта Клевская, герцогиня Неверская, одна из самых знатных дам двора. И на десять с половиной лет старше Марго (родилась 31 октября 1542). Кстати, герцогиня не отличалась хорошей фигурой. Мягко говоря. Точнее, она просто была горбата. Что не мешало ей менять любовников с той же частотой, с какой Ла Моль менял любовниц.
В общем, юная королева Марго попала в компанию опытных интриганов. С лета 1573 по весну 1574 она прошла через неплохую школу жизни. Нет, я не про сексуальный опыт! Это все пусть остается за дверями ее спальни. Однако двое чувственных интриганов и один жестокий солдафон – не слишком подходящая компания для нравственного воспитания молодой женщины. Уроки цинизма и страсть к интригам, как политическим, так и любовным, были усвоены ею слишком хорошо.
Вот так вот. Всего несколько цифр и несколько фактов. А как меняется суть истории!
Но это еще не все «неточности» господина Дюма… Даже в этом романе.
Я вся внимание!!!!
Да и так это, баловство! Можно сказать - проба пера.
А с Тремя мушкетерами еще больше интересного, это я в курсе, но... будем есть слона по кусочкам.
Я слишком люблю 17 век, чтобы с него начинать.
Потренируюсь на 16-ом, с которого, я кстати, и начинал. Личности уж больно яркие и интересные. Потом... помельче будут. Или помелочнее.
Думаю, скоро продолжу свои выкладки... повторяя про себя как заклинание "Когда будет свободная минутка!..."
Помню, у меня где-то лежит одно из изданий романа, где реальна история, в том числе и с возрастами участников, была во вступительной статье к расписана. Я еще подумала тогда, что лучше бы они это в комментариях после романа написали, а то всю сказку заранее убили.
Кстати, с прошедшим
В том-то и дело, что Дюма написал романтическую сказку. Там, где в реальности есть только цинизм и интрига.
Да и еще одну героиню "Королевы Марго" он ... скажем так, облагородил.)))
Но это вовсе не значит, что в то время не было любви... Настоящей любви.
Да и еще одну героиню "Королевы Марго" он ... скажем так, облагородил.)))
Шарлотту, что ли? Помню я ее даже у Манна - та еще потаскушка.
ам, где в реальности есть только цинизм и интрига.
С другой стороны, насколько я помню, насчет трагической смерти Ла Моля он описал примерно как и было, там упоминалось, что он и правда ничего не сказал на допросе и так пострадал от пыток, что его на плаху пришлось нести.
Ну, Александр наш Александрович, сам честно признавался, что история есть гвоздь, на который он навешивает свои картинки. Так что)
- Дела тоже прекрасны, но я не моль!
Семён Ешурин, Тель-Авив, [email protected]
Вообще-то не вернулся. Во время свадьбы и Варфоломеевской ночи Ла Моль был в Лондоне и фактически исполнял обязанности французского посла, потому что после резни посла посадили под домашний арест и королева не желала его видеть. Так что некоторое время все переговоры (и не только о свадьбе) шли через Ла Моля.
В общем, юная королева Марго попала в компанию опытных интриганов. С лета 1573 по весну 1574 она прошла через неплохую школу жизни. Нет, я не про сексуальный опыт! Это все пусть остается за дверями ее спальни. Однако двое чувственных интриганов и один жестокий солдафон – не слишком подходящая компания для нравственного воспитания молодой женщины. Уроки цинизма и страсть к интригам, как политическим, так и любовным, были усвоены ею слишком хорошо.
А до этого Маргарита была образцом чистоты и невинности (в политическом, конечно, плане, я не про сексуальный опыт -- тут все было просто замечательно, принцесса, которую никто в Европе не хочет брать замуж, потому что репутация подкачала).
Проверю.)))
А до этого Маргарита была образцом чистоты и невинности
Сарказм уловил. А это кто-то утверждал? Процитируйте!
Неверие на слово — замечательное качество. Но я была заинтересована в сборе точных данных, мне, знаете ли, надо было собрать материал для романа (а потом все переделать)
Так вот, в XIX веке во Франции вышло тридцати-с-лишнем-томное издание мемуаров по истории Франции XIII-XIX веков, по XVI веку там материалов тоже больше, чем достаточно, а какие имена — Марго, Генрих Четвертый, Сюлли, Таваны (отец и сын), Морнэ, Лану и пр. Правда, Сюлли и Морнэ издавались и отдельно. Ну, а если вам неудобно пользоваться этими источниками, так на русском есть сборник статей по Варфоломеевской ночи (Варфоломеевская ночь: событие и споры. — 2001 г.), там приводятся источники (к примеру переписку с португальским двором по вопросу брака Марго с Себастьеном Португальским, правда, по-португальски, но если вы знаете любой из романских языков, с португальским легко разберетесь), а еще есть статья об англо-французских отношениях в период Варфоломеевской ночи и тоже с приведенными источниками. Правда, в этот сборник зачем-то поместили статьи по нашей и французской экранизациям "Королевы Марго", но имели же люди право немного развлечься
Сарказм уловил
Ну что вы, разве это сарказм? Сарказм гораздо острее, а это так, мягкий юмор... Видите ли, я уже который год в этих источниках просто купаюсь, так что восприняла стиль эпохи.
Процитируйте!
А волшебное слово
Ладно, у вас весело, но мне и работать надо. А поскольку я старая почтенная дама на пятом десятке
* чешет голову* а я в армии уже не один десяток лет. Так мне, ежели я с кем не согласен - матом посылать?