Наконец-то я вернулся к дневнику.
Нет, жизнь пока еще не нормализовалась, работа не отпускает, но начнем потихоньку.
Хотя… сложно из 21-ого века перескакивать в 16-ый. Даже в воображении. Есть риск смещения понятий, когда события прошлого оцениваются с современной точки зрения.
К примеру, если говорить о монархах 16 века, то в голове постоянно всплывает понятие "черный PR". Пойдет ли речь о Филиппе II, о королеве Елизавете или о последних Валуа и их матушке. Ибо их репутация основательно подмочена.
Вот какой вы себе представляете Екатерину Медичи?
читать дальшеТрадиционный образ – коварная отравительница и убийца. То есть, просыпается Ее Величество и, даже не умывшись, тут же начинает строить планы: "Так, ну и кого мы сегодня травить будем?... Опять Генриха Наваррского? Нет, надоело. Он же, как таракан, его никакая отрава не берет!… Хочется чего-то новенького. А свежие яды мне Рене привезет только к концу следующего месяца. Поэтому сегодня мы будем травить… "
Смеетесь? Я тоже.
Я предпочитаю другую Екатерину.
Как свидетельствует современник королевы Пьер де Брантом (ок.1540-1614), у Екатерины Медичи были очень красивые ноги. Судя по портретам, в остальном Ее Величество красотой не отличалась. Но вот красоту своих ног она стремилась подчеркнуть, поэтому ввела в моду дамское седло и посадку амазонки.
Если на пальцах, то до сих пор дамы ездили в седле боком, свесив ноги в одну сторону и разместив их на специальной подставке. Это и седлом назвать было нельзя. Так, табуретка.
А вот для новой посадки делали специальные седла, в которых дама сидела ровно, лицом вперед. При этом одна нога была вставлена в стремя, а вторая сгибалась в колене и укладывалась в углубление седла перед дамой.
Внешнее приличие не нарушалось, ноги были не на виду, но их соблазнительные формы отчетливее виднелись через платье… И кортеж прекрасных дам с их гордой посадкой привлекал пристальное внимание кавалеров!
А вот еще один анекдот.
Известный сплетник Ги Бретон (1919-2008), считающий себя историком, - источник недостоверный. Но есть в его тексте пара занимательных моментов. Он заявляет, что именно Екатерина ввела моду на женское белье, точнее на панталоны. До сих пор придворные дамы брезговали данной деталью туалета. А теперь между желанием кавалера и… результатом… возникала тонкая преграда. С одной стороны, распаляющая желание кавалера, с другой стороны, дающая возможность даме… помучить кавалера. И что-либо получить от него.
А еще… траурное платье французских королев раньше было белым. "Белая королева" – это королева в трауре. Но Екатерина была склонна к полноте. Поэтому, овдовев, она вопреки традициям надела черное платье. (Так до нее поступила только королева Анна Бретонская). И носила черное всю жизнь, сменив траур на шелковые наряды только дважды – по случаю свадьбы своих сыновей: Карла IX и Генриха III. Именно с легкой руки Екатерины черный цвет окончательно стал траурным.
В этих мелочах – вся Екатерина Медичи. У этой некрасивой женщины было исключительное чутье на подобные маленькие дамские секреты.
А как же иначе? Вспомните ее биографию.
Екатерину выдал замуж за французского принца Генриха ее дядюшка (точнее троюродный дедушка) – тогдашний римский папа Климент VII. Пообещал за ней огромное приданое, и французский король Франциск (папа Генриха) смирился с сомнительной родословной дома Медичи. Ну… потом выяснилось, что папа римский папу Генриха надул, ибо стал затягивать и с деньгами, и с обещанными землями. А через несколько месяцев Климент VII умер. Чем надул еще больше, так как приданое французы так и не получили, но сделать уже ничего не могли. И при блистательном дворе Франциска I юная Екатерина Медичи стала парией и "банкиршей" (как антипод благородным аристократам).
А главное – у Екатерины была соперница. Фаворитка мужа Диана де Пуатье. По сравнению с юной Екатериной – старуха, на девятнадцать лет старше и Екатерины, и Генриха, но словно обладавшая секретом вечной юности. И вертевшая Генрихом как куклой.
История соперничества Екатерины и Дианы – это долгая женская война, продолжавшаяся с самой свадьбы Екатерины (1533) до дня смерти Генриха (1559). Более четверти века! Позиционно Екатерина постоянно проигрывала. Спать с женой Генрих шел исключительно по указу фаворитки, а старших детей у Екатерины забирали и относили в покои Дианы на воспитание. Даже когда муж Екатерины стал королем Генрихом II, Екатерина была лишь номинальной королевой. Реальная власть в стране принадлежала Диане.
Только смерть Генриха II на турнире положила конец этому сражению. Екатерина выиграла войну, но ее победа оказалась Пирровой. Именно за эти двадцать пять лет Екатерина научилась молча терпеть обиды, выстраивать сложные комбинации, подбирать союзников и предавать их, когда нужда в них пропадает.
Ненависть к Диане – вот тот учитель, который сделал Екатерину интриганкой!
И всю жизнь Екатерина как будто продолжала войну с фавориткой, доказывая, что она – истинная женщина. А заодно сражалась и с властными мужчинами – Гизами (кстати, бывшими протеже Дианы) и Колиньи, доказывая, что именно она – королева этой страны. Но сражалась Екатерина исключительно по-женски.
При этом, в отличие от Елизаветы Тюдор, Екатерина Медичи трезво смотрелась в зеркало. Она прекрасно понимала, что не красавица, поэтому использовала чужую красоту. Вдовствующая королева Франции всегда окружена кругом очаровательных и соблазнительных дам. И роль их четко прописана.
Современница (и невестка) Екатерины – Мария Стюарт – имела массу недостатков (реальная королева Шотландии и легенда о ней, воплощенная в литературе, - это две большие разницы). Но одного хорошего качества у нее было не отнять: слуги и служанки Марии Стюарт – это ее преданные друзья, готовые за нее и в огонь, и в воду.
Ближний круг другой, уже несостоявшейся невестки Екатерины – королевы Елизаветы Английской – это жертвы склочного характера своей госпожи. Особенно женщины. Королева Елизавета неплохо отыгрывалась на фрейлинах за свою неудавшуюся личную жизнь, всячески мешая их личной жизни.
А слуги Екатерины Медичи – это ее сообщники. Доверенные лица, выполняющие планы своего Босса. Интриганы и шпионы. И ведущая роль в этом, конечно, принадлежит группе придворных дам и фрейлин, именуемых "Летучим эскадроном".
Уже упомянутый Брантом отмечает: «Обычно у нее были довольно порядочные и очень красивые девушки. Каждый день она собирала их в своих апартаментах, чтобы поговорить».
Ну да, Екатерина со своими фрейлинами только разговаривала… а вот что делали придворные кавалеры?
Впрочем, в отличие от Елизаветы Тюдор, Екатерина «не вмешивалась в личную жизнь» своих фрейлин, «лишь бы они были достаточно ловки, умелы и скромны, чтобы не допустить беременности».
Да, злая ирония Брантома буквально сочится… Главное, чтобы никто не узнал, а все остальное не важно.
И при этом парадоксальный вывод: двор Екатерины – был «настоящим раем и школой благочестия и порядочности». Только позвольте мне ему не поверить....
А я купил мемуары Марго
Никак на могу найти в сети высказывание генриха Наваррского о Екатерине (кажется, по поводу Варфоломеевской ночи), выдержанное в духе что после смерти мужа она осталась с малолетними детьми на руках, между Гизами и гугенотами - что же ей еще оставалось делать?
- Но позвольте, что оставалось делать бедной жинщине, ц которой после смерти мужа на руках осталось пять маленьких детей, в то время как две семьи во Франции, наша и Гизов, стремились захватить ее корону? Разве она не должна была играть странные роли, обманывая тех и других и сохраняя детей - как она и поступала, притом благодаря мудрости этой столь проницательной женщины они один за другим царствовали! Я еще удивляюсь, что она не вела себя много хуже!..
Маурисьо , кстати, в том романе, что я рекламирую у себя на дневнике ("Бог, король и дамы!") Екатерина персонаж очень интересный и симпатичный.
Я портреты Екатерины видел. Ну, мне она симпатичной не показалась! ))) Внешне. А вот с точки зрения ее поступков - она почти во всем права. Если бы не слишком сильная любовь к Генриху III (иногда мешавшая ей) и неприязнь к Генриху Наваррскому, которую она не смогла преодолеть. Не разглядела она последнего. Не сумела поверить, что он сумеет вырваться из-под власти "непоколебимых гугенотов" - де Морне, Агриппа д`Обинье, Ла Ну и прочие.
А ведь Генрих IV, взойдя на престол, продолжил именно политику Екатерины Медичи. Политику примирения двух партий. Если бы они спелись раньше... Но это уже - альтернативная история и мечты!
Эрланже Ф. Генрих III
Я портреты Екатерины видел. Ну, мне она симпатичной не показалась! )))
Знаешь, некоторых актрис тоже только с определенного ракурса снимают, чтобы они красавицами выглядели! )))
А в Эрланже я копался. Очевидно, пропустил. Хотя, вообще-то, из биографий Генриха предпочитаю Пьера Шевалье.
У Марго точно такой же разрез глаз.
И соедини с довольно упитанным телом
Можно подумать, что Марго была стройной.
Кстати, не так уж она и упитана (а вообще, для женщины, которая столько рожала - это нормально. И признаться, на костях лежать неудобно)))))
Это когда обаяние и внутренний свет освещают человека изнутри, скрывая недостатки черт лица.
Маурисьо, вот вы выступаете против легенд, а сами занимаетесь мифотворчеством. Какая еще неприязнь Екатерины к Генриху? Вы о чем? Свое раннее детство он провел при французском дворе, под крылышком Екатерины, если бы она действительно так его ненавидела, он бы просто не дожил до взрослого возраста. Но по источникам известно, что в детстве он ее любил и ходил за ней хвостиком. Детей обмануть трудно, и если в детстве Анри не чувствовал никакой неприязни со стороны Екатерины, значит, ее и не было. Да и после Варфоломеевской ночи, когда, казалось бы, отношения испортились начисто, Екатерина сочувствовала Генриху, что ему досталась такая непутевая жена (!), а позднее, когда Маргарита болела и все думали, что она умирает, она предлагала Генриху в жены свою любимую внучку Кристину, от ее любимой дочери Клод Лотарингской. Стала бы она это делать, если бы действительно так сильно ненавидела Генриха.
Ну и последнее. Какая власть над Генрихом Морнэ, Обинье и Лану? Ну, ладно бы Колиньи -- он был опекуном Беарнца (так Колиньи убили, власть кончилась), но какая еще власть была у Морнэ? Да, он был человеком Колиньи, но со смертью Колиньи его особое положение закончилось, а в дальнейшем умелое противопоставление Морнэ и Рони (Сюлли) дало Генриху отпределенную свободу маневра. Лану вообще был сам по себе, а Агриппа никогда не имел особого влияния на Генриха.
Знаете, поскольку мы не были с вами современниками, мы можем спорить до потери пульса.
Но я не говорю о "ненависти", как Дюма, я говорю о "неприязни". Разницу между этими словами вы знаете?
И трактовать иначе поступки Екатерины, к примеру, когда она разрушала только наладившееся сочувствие между Марго и Анри при Беарнском дворе, я не могу. Ибо политика-политикой, но надо же и совесть иметь.
Сочувствие Екатерины, что ее дочь оказалась такой... А вы в ее искренность верите? Во-первых, Екатерина сама во многом виновата в характере - воспитанием младших она занималась сама, ни на какую Диану свалить нельзя. Разве что на неправильно выбранных слуг. Но кто их выбирал? Екатерина лично давала им указания. Во-вторых, ей выгодна была такая жена Анри, бездетная... Пока Марго не спелась с де Гизом против Анри III.
История с Кристиной - я в курсе. И параллельно Екатерина делала все, чтобы сделать наследником брата Кристины Анри де Бар. Да она потому и хотела отдать Анри Наваррскому Кристину, чтобы иметь влияние на того, кого она хотела отстранить от наследования престола.
А плюс еще развод и проблема с признанием детей. )))
И еще, не хотите еще раз перечитать ту фразу, которую я написал?
Не сумела поверить, что он сумеет вырваться из-под власти "непоколебимых гугенотов" - де Морне, Агриппа д`Обинье, Ла Ну и прочие.
Я говорю об уровне влияния гугенотов. Если вы мне скажете, что Анри Наваррский до 1589 был свободен от воздействия всей этой компании, кто был его подданными... Да, они все трое играли разную роль.
Морнэ - скажем так, современным языком теоретик французского протестантизма. Прозвище его читателям не напомните, нет? Этакая фигура, которую уважают за его статусность. Ла Ну - авторитет в армии. И острый язык Агриппы, ославившего того же Анри III.
Вы считаете, что кого-то из этой компании Анри Наваррский мог проигнорировать?
Хорошо, меня учили соглашаться с дамами, даже если они не правы.
И еще о неприязни.
Пока что из ваших дух ответов в моем дневнике я вижу одно - вашу неприязнь ко мне. ))) Вы же читаете не то, что написано, а то, что вы хотите видеть... Впрочем, кто поймет этих капризных женщин. )))
Я оценил попытку сгладить ситуацию, честно.
И я бы промолчал, если бы в таком тоне мне бы высказались на чужом дневнике. Просто ушел бы оттуда. Можно даже не отписываясь, просто не высказываться там больше, ибо это территория, где друзья хозяина тебе не рады. Так я и поступлю, кстати, с одним из дневников.
Но когда входят к тебе в дом и даже не пытаются подбирать слова... "Мифотворчеством" ругаются )))
Такое впечатление, что у Ла Ну было мало возможностей влиять на Генриха. Наваррский бежал в 1576 году, а уже в 1578 Ла Ну находится в Нидерландах, где в 1580 попадает в плен и разменивается в 1585, после чего уезжает в Женеву, откуда возвращается только в 1589. Участвует в битвах при Арке и Иври и погибает в Бретани. Получается, что реальную возможность использовать свой авторитет в армии ради влияния на Генриха он имел в 1576-1577 и 1589-1590 гг. Но в 1576-1577 Наваррский почти не воевал, а в 1589 Екатерина уже умерла.
Может быть, Ла Ну умудрялся пользоваться своим влиянием опосредовано но, на первый взгляд, он в этом списке лишний.
О том как складывались его отношения с королем в 1589-1590 гг. я не знаю.
Маурисьо, в данном случае, да, верю. Именно потому, что когда-то Екатерина считала Маргариту образцом для принцесс, но постепенно произошла переоценка ценностей.
Во-вторых, ей выгодна была такая жена Анри, бездетная...
Чем это? Чтобы после бездетного Беарнца Наварру унаследовал его кузен Кондэ (до чего же повезло Франции, что он таки умер в 1588 г.) , а потом Конти (да даже и с Суассоном радости бы не было — чужая кровь)? Зачем Екатерине была такая головная боль? С Анри Наваррским можно было договориться, а вот с Анри Кондэ — нет. Дети от Марго хоть наполовину были бы Валуа, а так что? Более того, известны обращения Екатерины к сыну, где она доказывает, что заточении Маргариты в тюрьму несправедливы по отношения к Генриху, так как из-за этого он не может осуществить свои супружеские права и получить наследника, поэтому надо либо отправить Маргариту к мужу, либо развести их и женить Генриха на Кристине. На что король Франции жестко ответил, что зять может навещать Маргариту в тюрьме, чтобы осуществлять супружеские права там. Ну и получить наследника.
к примеру, когда она разрушала только наладившееся сочувствие между Марго и Анри при Беарнском дворе, я не могу. Ибо политика-политикой, но надо же и совесть иметь.
Простите, а что она такого страшного сделала? Отметила, что дурно иметь любовницу при находящейся рядом жене? Скандал в Лувре устраивала не она, а ее сын, и уж тут Беарнцу не оставалось ничего делать, как только демонстративно не принимать Маргариту, пока Генрих ее не оправдает.
Морнэ - скажем так, современным языком теоретик французского протестантизма. Прозвище его читателям не напомните, нет? Этакая фигура, которую уважают за его статусность
А когда Генрих так уж прислушивался к идеологам протестантизма? Даже в 1572 г., когда Колиньи и Морнэ ратовали за Нидерландский поход, Генрих-то не подпал под этот угар, в отличие от Карла Девятого, и вел себя очень осторожно, а ему ведь было всего 19.
И острый язык Агриппы, ославившего того же Анри III.
У гасконцев острота языка как разменная монета, что в этом нового? Генрих на язык тоже не жаловался. Ну и что?
Получается, что реальную возможность использовать свой авторитет в армии ради влияния на Генриха он имел в 1576-1577 и 1589-1590 гг. Но в 1576-1577 Наваррский почти не воевал, а в 1589 Екатерина уже умерла.
Может быть, Ла Ну умудрялся пользоваться своим влиянием опосредовано но, на первый взгляд, он в этом списке лишний.
Rochefort_, совершенно верно. Ла Ну вообще был своеобразный человек, действительно сам по себе. Его участие в Нидерландском походе тоже характерно, Беарнец то свое мнение высказал четко — он был против.
Кстати, граф, я начала вывешивать антиутопию из нашего времени, если вам интересно, можете заглянуть
Пока что из ваших дух ответов в моем дневнике я вижу одно - вашу неприязнь ко мне. )))
Маурисьо, господь с вами, с чего вы это решили?! Я не способна испытывать приязнь или неприязнь к людям, которых я не знаю. А вас я не знаю, так что отношусь к вам абсолютно нейтрально.
Вы же читаете не то, что написано, а то, что вы хотите видеть...
Ужас-ужас!
"Мифотворчеством" ругаются )))
Да писателя это не ругательство