Тут уважаемая  Snorri выложила в ФБ симпатичную угадайку по русской литературе. Кто хочет, предлагаю посмотреть и проверить себя - только в комментарии не ходите заранее и не подсматривайте ответы)))

Увы, один пункт не угадал. Как оказалось, потому, что этот роман не читал, хотя он и относится к классическим. По сути, стоит огорчиться и устыдиться. И, действительно, есть чувство неловкости. Но не такое сильное, как должно быть, обычно мои ошибки заставляют меня переживать гораздо сильнее. Пытался понять - в чем причина? Поковырялся и понял - а ведь есть у меня любопытный комплекс касательно книг.

Мне, оказывается, во время прочтения нужна чистота впечатления. Нужно, чтобы мозг не был засорен большим количеством чужих мнений об этой книге. И если с простым "это замечательно, очень интересно, неплохо" я вполне справляюсь - ну, подумаешь, у меня с кем-то одним мнение не совпадет, то когда это какие-то массовые обсуждения, которые я услышу до прочтения - все, я не могу прочитать. Мне все время будет казаться, что это не мое впечатление, не мои мысли о книге, что я намеренно противостою общему мнению. Или плыву по течению, не важно.

Вот так и с (под катом - спойлер)читать дальшеВ школе этот роман мне не попался, а во времена моего студенчества о нем стали так много говорить читать дальше, что не хотелось читать, дабы удержаться вне обоих течений. Та же проблема категорически затруднила мне прочтение "Тихого Дона". Та же проблема у меня с Пелевиным или Мураками - о них столько говорят, что читать уже и не хочется. И с Олди - я знаю, что они - мэтры, а как читать с таким ощущением? А вдруг благоговения не будет? И Мартина дальше пролога не прочитал, не смог, не зацепило - но тут я себе отмазку придумал, что прочитаю только после того, как он допишет до конца. Кажется, в мире только два человека, которые не хотят, чтобы Мартин завершил свою эпопею - я и он.)))
читать дальше

Комментарии
01.08.2018 в 04:26

И чистота впечатления, и - больше скажу - отсутствие принуждения к тому или иному мнению и восприятию. Так что у меня дома тоже было принято читать произведения из школьной программы до их изучения в школе. Чему я очень рада - иначе ведь можно на всю жизнь отвращение заработать ))
01.08.2018 в 08:09

Спасибо. При этом я никак не могу сказать, что у меня была плохая учительница по литературе - наоборот, Галина Евгеньевна хотя и рассказывала, как надо видеть то или иное произведение с общепринятой точки зрения, совершенно не мешала нам высказывать свое мнение. Если оно аргументировано. До сих пор помню, как громил Базарова в сочинении)))) И получил за него традиционное 5/4 (опять кое-где со знаками препинания ошибся).
Но вот когда этого мнения у тебя еще нет, а тебе рассказывают "как это нужно видеть" - это ужасно мешает.
Может, поэтому многие жалуются, что уроки литературы прививают отвращение к классике. А у меня такого не было. Спасибо маме)).
01.08.2018 в 08:35

Do or die
Я-то читала всё гораздо раньше, чем это разбиралось в школе. И потом помирала от скуки на уроках, где учителя литературы говорили заученные клише. Одно я с тех уроков вынесла: в чтении никогда не надо опираться на чужие мнения. В принципе, мне не мешает совершенно, что чистоты восприятия не будет. Мне помешало бы принуждение.

В общем, я бы напрочь отказалась от обязаловки в литературе. Каждому своё. Но вот не знаю, как это впихнуть в школьную программу)) Ясно, что людям надо давать представление о том, какие книги в принципе существуют и о чем они, но вот как, в какой форме?
01.08.2018 в 12:02

Ясно, что людям надо давать представление о том, какие книги в принципе существуют и о чем они, - вообще-то у школьной программы основная цель другая: обеспечить хоть какое-то культурное единство населения. Потому что детские книги (да и то - не всегда) и книги из школьной программы - то единственное, что в каждой стране читали ВСЕ. Так что полностью от единообразия программы тут не избавиться. ИМХО - хорошим вариантом было бы примерно 80 : 20 - где-то 80% книг общие для всей страны и 20 % - на усмотрение каждой конкретной школы.
01.08.2018 в 15:09

Do or die
Ela, раньше так и было - обязательное чтение и дополнительное (внеклассное, что ли). Насчет того, что читали все - не соглашусь. Как минимум половина класса старалась откосить, большая часть тех, кто читал - забыли, о чем оно. Словно и не читали. Читали те, кто читать любит, и читает (или не читает) всё-таки добровольно и своевольно.
01.08.2018 в 21:08

Ela,
вообще-то у школьной программы основная цель другая: обеспечить хоть какое-то культурное единство населения.
Вот тут соглашусь на все сто, но остается задача - как усовершенствовать получение этих знаний. Ибо просто навязывание штапмов и ярлыков - "Катерина - луч света в темном царстве", "Онегин - лишний человек" и т.д. может только привить отвращение.
При этом, если ты заранее прочитал текст и знаешь его - то эти традиционные представления зачастую созвучны твоим ощущениям. Не всегда, не на все сто, но довольно часто. Это надстройка, которая ложится на базис твоего представления о произведении. Но вот когда самого базиса нет.

MirrinMinttu,
Поддержу, что, на самом деле, читали не все. И в результате, задача учителя усложняется тем, что ему приходится давать представление о книге людям, которые ее не читали. И в связи с ограниченностью времени ему зачастую ничего не остается, кроме как использовать все те же штампы о лучах света. Чтобы в итоге у нас и оказался общий культурный код в виде русской классики.

Убедился в этом на собственном примере. У нас был очень хороший преподаватель - Галина Евгеньевна очень много знала, старалась нас всячески заинтересовать какими-то интересными способами - во время урока вывешивала на доску подходящие репродукции, проводила литературные гостиные, викторины. Всегда ссылалась на текст книги и учила нас при чтении отмечать закладками важные места. Поощряла диспуты - о Наташе Ростовой, о Базарове.
Но... ей бы побольше заинтересованных учеников. Нас, любителей чтения было мало. Остальные - не знали, не читали и не хотели. Вот ей и приходилось вбивать в головы про "луч света" и устраивать чтение вслух (вот тут-то я отрывался, стараясь проявить все актерские способности).
Если бы все приходили на урок, прочитав заранее книгу, уроки проходили бы еще интереснее. Но увы... одного желания и таланта учителя мало.
01.08.2018 в 21:27

Do or die
Маурисьо, это да. И это - более серьезная проблема, чем может показаться. Потому что потом получается ситуация, когда люди не понимают речь человека, которая литературно поставлена. У нас на третьем курсе такое вышло, лекции по эстетике читала дамочка из Ленинградского университета. Человек пять из пятидесяти её понимали. Ну ладно, технари, но ведь будущие инженеры. Которые писали подшипник через б: подшибник. Это вообще нормально? Нет, я сама за максимальную приближенность научной речи к разговорной, но при этом разговорная речь не должна состоять из производных двух нецензурных слов. А без чтения лексикон не самозародится. И что делать?
01.08.2018 в 21:34

Да и заставить читать - никак не получается.
Мы, к сожалению, проблему видим, а вот как ее решить - я не представляю. Да, некоторые после школы спохватываются и начинают заниматься самообразованием, читать ту же классическую литературу, которую упустили в свое время. Но их же единицы...
А остальные "ложут и ложут"...
01.08.2018 в 21:35

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
Тоже практически всегда читала школьную программу заранее (эти летние списки, в которые кроме программы наша учительница записывала многие интересные вещи типа Толкиена и Лондона). Да, составить собственное мнение это помогало. Плюс неторопливое чтение научило улавливать стилистические особенности автора.
Отторжения к сильно обсуждаемым вещам вроде бы нет, но частенько бывает разочарование, когда книга кажется перехваленной. С тем же Мартином распрощалась после второго тома, настолько скучен и неприятен сделался его серый натурализм. Сериал, правда, бросила позже - после четвертого сезона... Да и "Доктор Живаго" оставил после себя лишь стихи.
01.08.2018 в 22:52

Do or die
Маурисьо, с самообразованием иногда интересно бывает. Когда-то, в дикой и пьяной глуши на побережье Камчатки, был у меня удивительный руководитель практики - молодой и красивый парень, со всеми возможными высшими разрядами. И меня потрясла его речь, и абсолютно универсальная начитанность. Он рассказал, что школа у него состояла из коридоров, собственно. К счастью, попал в армию раньше, чем спился. И в армии задумался, что дальше-то, после дембиля? В общем, пришел, и стал вкалывать и читать. Вот просто всю библиотеку насквозь. Женился на образованной барышне, учительнице музыки, которая как-то туда заблудилась, и которая объясняла непонятное. Так и вытянул себя из болота. Надеюсь, со временем уехали они оттуда, он тот поселковый уровень сильно и безвозвратно перерос.
01.08.2018 в 23:13

Марри Кейт,
но частенько бывает разочарование, когда книга кажется перехваленной
А я в такой ситуации сначала начинаю буксовать - "Ну, как же так? Может, я чего-то не понял?" - и начинаю перебирать по песчинкам, может, там где-то есть жемчуг, а я потерял? Может, все-таки я идиот, а не окружающие немного перехвалили?
В конце концов успокаиваюсь, повесив ярлык "не моё, но допускаю, что кому-то может понравиться!" Но вот этот процесс а-ля Золушка - деление гороха и чечевицы - немного портит настроение.

MirrinMinttu,
Ну, таких людей просто стоит безмерно уважать. Честно, восхищаюсь. У меня есть друг, не скажу, чтобы сильно начитанный, но мне в нем нравится в том числе и то, что он никогда не перестает чему-то учиться. Ему очень нравится узнавать что-то новое - причем этим он занимается всерьез. Тут и язык, и музыка, и фотография, и компьютерное железо... Главное, чтобы мозг не застаивался, как он говорит)))