Тут уважаемая Snorri выложила в ФБ симпатичную угадайку по русской литературе. Кто хочет, предлагаю посмотреть и проверить себя - только в комментарии не ходите заранее и не подсматривайте ответы)))
Увы, один пункт не угадал. Как оказалось, потому, что этот роман не читал, хотя он и относится к классическим. По сути, стоит огорчиться и устыдиться. И, действительно, есть чувство неловкости. Но не такое сильное, как должно быть, обычно мои ошибки заставляют меня переживать гораздо сильнее. Пытался понять - в чем причина? Поковырялся и понял - а ведь есть у меня любопытный комплекс касательно книг.
Мне, оказывается, во время прочтения нужна чистота впечатления. Нужно, чтобы мозг не был засорен большим количеством чужих мнений об этой книге. И если с простым "это замечательно, очень интересно, неплохо" я вполне справляюсь - ну, подумаешь, у меня с кем-то одним мнение не совпадет, то когда это какие-то массовые обсуждения, которые я услышу до прочтения - все, я не могу прочитать. Мне все время будет казаться, что это не мое впечатление, не мои мысли о книге, что я намеренно противостою общему мнению. Или плыву по течению, не важно.
Вот так и с (под катом - спойлер)читать дальше В школе этот роман мне не попался, а во времена моего студенчества о нем стали так много говорить читать дальше , что не хотелось читать, дабы удержаться вне обоих течений. Та же проблема категорически затруднила мне прочтение "Тихого Дона". Та же проблема у меня с Пелевиным или Мураками - о них столько говорят, что читать уже и не хочется. И с Олди - я знаю, что они - мэтры, а как читать с таким ощущением? А вдруг благоговения не будет? И Мартина дальше пролога не прочитал, не смог, не зацепило - но тут я себе отмазку придумал, что прочитаю только после того, как он допишет до конца. Кажется, в мире только два человека, которые не хотят, чтобы Мартин завершил свою эпопею - я и он.)))
читать дальше
Увы, один пункт не угадал. Как оказалось, потому, что этот роман не читал, хотя он и относится к классическим. По сути, стоит огорчиться и устыдиться. И, действительно, есть чувство неловкости. Но не такое сильное, как должно быть, обычно мои ошибки заставляют меня переживать гораздо сильнее. Пытался понять - в чем причина? Поковырялся и понял - а ведь есть у меня любопытный комплекс касательно книг.
Мне, оказывается, во время прочтения нужна чистота впечатления. Нужно, чтобы мозг не был засорен большим количеством чужих мнений об этой книге. И если с простым "это замечательно, очень интересно, неплохо" я вполне справляюсь - ну, подумаешь, у меня с кем-то одним мнение не совпадет, то когда это какие-то массовые обсуждения, которые я услышу до прочтения - все, я не могу прочитать. Мне все время будет казаться, что это не мое впечатление, не мои мысли о книге, что я намеренно противостою общему мнению. Или плыву по течению, не важно.
Вот так и с (под катом - спойлер)читать дальше В школе этот роман мне не попался, а во времена моего студенчества о нем стали так много говорить читать дальше , что не хотелось читать, дабы удержаться вне обоих течений. Та же проблема категорически затруднила мне прочтение "Тихого Дона". Та же проблема у меня с Пелевиным или Мураками - о них столько говорят, что читать уже и не хочется. И с Олди - я знаю, что они - мэтры, а как читать с таким ощущением? А вдруг благоговения не будет? И Мартина дальше пролога не прочитал, не смог, не зацепило - но тут я себе отмазку придумал, что прочитаю только после того, как он допишет до конца. Кажется, в мире только два человека, которые не хотят, чтобы Мартин завершил свою эпопею - я и он.)))
читать дальше
Но вот когда этого мнения у тебя еще нет, а тебе рассказывают "как это нужно видеть" - это ужасно мешает.
Может, поэтому многие жалуются, что уроки литературы прививают отвращение к классике. А у меня такого не было. Спасибо маме)).
В общем, я бы напрочь отказалась от обязаловки в литературе. Каждому своё. Но вот не знаю, как это впихнуть в школьную программу)) Ясно, что людям надо давать представление о том, какие книги в принципе существуют и о чем они, но вот как, в какой форме?
вообще-то у школьной программы основная цель другая: обеспечить хоть какое-то культурное единство населения.
Вот тут соглашусь на все сто, но остается задача - как усовершенствовать получение этих знаний. Ибо просто навязывание штапмов и ярлыков - "Катерина - луч света в темном царстве", "Онегин - лишний человек" и т.д. может только привить отвращение.
При этом, если ты заранее прочитал текст и знаешь его - то эти традиционные представления зачастую созвучны твоим ощущениям. Не всегда, не на все сто, но довольно часто. Это надстройка, которая ложится на базис твоего представления о произведении. Но вот когда самого базиса нет.
MirrinMinttu,
Поддержу, что, на самом деле, читали не все. И в результате, задача учителя усложняется тем, что ему приходится давать представление о книге людям, которые ее не читали. И в связи с ограниченностью времени ему зачастую ничего не остается, кроме как использовать все те же штампы о лучах света. Чтобы в итоге у нас и оказался общий культурный код в виде русской классики.
Убедился в этом на собственном примере. У нас был очень хороший преподаватель - Галина Евгеньевна очень много знала, старалась нас всячески заинтересовать какими-то интересными способами - во время урока вывешивала на доску подходящие репродукции, проводила литературные гостиные, викторины. Всегда ссылалась на текст книги и учила нас при чтении отмечать закладками важные места. Поощряла диспуты - о Наташе Ростовой, о Базарове.
Но... ей бы побольше заинтересованных учеников. Нас, любителей чтения было мало. Остальные - не знали, не читали и не хотели. Вот ей и приходилось вбивать в головы про "луч света" и устраивать чтение вслух (вот тут-то я отрывался, стараясь проявить все актерские способности).
Если бы все приходили на урок, прочитав заранее книгу, уроки проходили бы еще интереснее. Но увы... одного желания и таланта учителя мало.
Мы, к сожалению, проблему видим, а вот как ее решить - я не представляю. Да, некоторые после школы спохватываются и начинают заниматься самообразованием, читать ту же классическую литературу, которую упустили в свое время. Но их же единицы...
А остальные "ложут и ложут"...
Отторжения к сильно обсуждаемым вещам вроде бы нет, но частенько бывает разочарование, когда книга кажется перехваленной. С тем же Мартином распрощалась после второго тома, настолько скучен и неприятен сделался его серый натурализм. Сериал, правда, бросила позже - после четвертого сезона... Да и "Доктор Живаго" оставил после себя лишь стихи.
но частенько бывает разочарование, когда книга кажется перехваленной
А я в такой ситуации сначала начинаю буксовать - "Ну, как же так? Может, я чего-то не понял?" - и начинаю перебирать по песчинкам, может, там где-то есть жемчуг, а я потерял? Может, все-таки я идиот, а не окружающие немного перехвалили?
В конце концов успокаиваюсь, повесив ярлык "не моё, но допускаю, что кому-то может понравиться!" Но вот этот процесс а-ля Золушка - деление гороха и чечевицы - немного портит настроение.
MirrinMinttu,
Ну, таких людей просто стоит безмерно уважать. Честно, восхищаюсь. У меня есть друг, не скажу, чтобы сильно начитанный, но мне в нем нравится в том числе и то, что он никогда не перестает чему-то учиться. Ему очень нравится узнавать что-то новое - причем этим он занимается всерьез. Тут и язык, и музыка, и фотография, и компьютерное железо... Главное, чтобы мозг не застаивался, как он говорит)))